2. Явно определите, что Вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу. Дети не рождаются готовыми людьми. Если Вы хотите, чтобы Ваши дети были умными, добрыми, смелыми, веселыми, умелыми - воспитывайте их такими.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Они стремятся до всего дойти сами, но сделать это могут чаще всего лишь с помощью взрослого, с помощью тактичной, своевременной, ненавязчивой, не перечеркивающей самостоятельности. Словом, это должна быть именно помощь, а не выполнение того или иного дела вместо ребенка, за него.
4. Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные варианты к нему, и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели. При этом важна положительная обстановка, ваш немедленный одобряющий отклик на каждое достижение ребенка.
5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех. Никогда не ждите особого случая, хвалите ребенка за каждый удачный шаг, хвалите последовательно и неукоснительно.
6. Укажите ребенку на допущенную ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное. Любое замечание надо делать сразу, после ошибки.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Воспитание - это последовательность целей. Если Вы проведете человека в сектор для прыжков в высоту, укажете на планку на отметке мирового уровня, и скажете: «Прыгай!», то ничего не добьетесь. Планку надо подни мать постепенно. Задача воспитателя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей ребенка.
Рекомендации родителям
по оказанию помощи выпускникам
при подготовке к ЕГЭ.
Что это значит – поддержать выпускника?
-Верить в успех ребенка.
-Опираться на сильные стороны ребенка.
-Подбадривать. Хвалить ребенка.
-Избегать подчеркивания промахов ребенка.
-Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к
ребенку.
Как оказывать поддержку?
-Добрыми словами, (например, : «Зная тебя,
я уверен, что ты все сделаешь хорошо!»,
«Ты знаешь, это очень хорошо!», «У тебя все получится!», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»).
-Совместными действиями (присутствием при домашних
занятиях ребенка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом).
-Доброжелательным
выражением лица, тоном высказываний, прикосновений.
Категорически
нельзя:
-Постоянно использовать в своих высказываниях частицу
«не» и слово «не должен».
-Рассматривать ЕГЭ как единственный фактор, который
имеет значение для будущего ребенка.
Очень важно:
-Поддерживать рабочий настрой ребенка.
-Быть спокойным, уравновешенным, доброжелательным в общении с ребенком.
Наблюдайте за самочувствием ребенка!
-Снижайте тревожность ребенка.
Ребенку всегда передается волнение родителей. Если
взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то
ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться» накануне
экзаменов.
-Следите за состоянием здоровья ребенка.
Никто, кроме
вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение физического состояния
ребенка, связанное с переутомлением.
Категорически запрещается:
-допускать перегрузок ребенка.
-Допускать длительное стрессовое состояние ребенка –
это очень опасно.
Очень важно:
-Контролировать режим подготовки ребенка, не допуская
его переутомления.
-Объяснить ребенку, что он обязательно должен
чередовать занятия с отдыхом!
Организуйте гармоничную домашнюю среду!
-Обеспечьте спокойную, эмоционально комфортную
атмосферу в доме.
-Обеспечьте дома удобное место для занятий ребенка.
-Проследите, чтобы никто из домашних не мешал ребенку
во время занятий.
-Обратите внимание на питание ребенка: во время
интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная
пища и сбалансированный комплекс витаминов.
Категорически
запрещается:
-Допускать нервозную атмосферу общения дома вокруг
подготовки к ЕГЭ.
-Отвлекать ребенка во время занятий.
Очень
важно:
-Насытить рацион питания ребенка такими продуктами,
как рыба, творог, орехи, курага, которые стимулируют работу головного мозга.
-Поддерживать дома атмосферу сотрудничества и
взаимопомощи.
Помогите ребенку в организации подготовки к ЕГЭ!
-Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к
экзаменам.
-Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
-Помогите ребенку распределить темп подготовки по
дням.
-Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь
его распределять.
-Подготовьте различные варианты тестовых заданий по
предмету.
Объясните ребенку:
-не имеет смысла зазубривать весь фактический
материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику
материала;
-Очень полезно делать краткие схематические выписки и
таблицы. Упорядочивая изучаемый материал по плану.
-Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается
на практике.
-Основные формулы и определения можно выписать на
листочках и повесить над письменным столом.
Накануне экзамена
-Обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен
отдохнуть и как следует выспаться.
-Если ребенок не носит часов, обязательно дайте
ребенку часы на экзамен.
-Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание
на следующее:
-пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания
в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
-внимательно прочитать
вопрос до конца и понять его
смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по
первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать).
-концентрировать внимание на протяжении всего
тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
-в случае, если ребенок не знает ответ на вопрос или
не уверен, лучше пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться.
Категорически запрещается:
-Повышать тревожность ребенка накануне экзамена.
-Нагнетать обстановку.
Очень важно:
-Говорить ребенку о том, что Вы любите его вне
зависимости от полученных баллов.
После экзамена
-Поздравьте ребенка с завершением экзаменационного
испытания.
-Обсудите с ребенком то, как он чувствовал себя во
время экзамена.
-Поинтересуйтесь тем, какие задания показались ему
наиболее интересными, сложными, легкими. Забавными. Неожиданными.
-Обеспечьте ребенку возможность активного отдыха
Категорически запрещается:
-Критиковать ребенка после экзамена.
-Проявлять озабоченность и тревожность в связи с
количеством баллов, которые ребенок получит на экзамене.
Очень важно:
-Поздравить ребенка с получением нового опыта
экзаменационных испытаний.
-Внушать ребенку мысль, что количество баллов не
является совершенным измерением его возможностей.