Понедельник, 07.07.2025, 08:05
Мезенская сельская школа №6
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Упражнения в помощь родителям для развития мышления детей.

 

Упражнение № 1. Чем похожи? Чем отличаются?

Развивает умение сравнивать

Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними можно было установить черты как сходства, так и отличия (на­пример, стол и стул, ручка и карандаш). В ходе игры эти пары признаков по­следовательно предъявляются детьми, а за каждый правильно указанный ими признак сходства или различия начисляется поощрительный балл. В конце игры поощрительные баллы суммируются и определяется победитель.

Упражнение № 2. Кто назовет больше признаков?

Развивает умение выделять существенные признаки

В игре принимает участие неограниченное число участников. Веду­щий называет один из предметов окружающей обстановки, а игроки должны по очереди, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойствен­ных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.

Упражнение «Формулирование определений»

Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления.

Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущест­венных. Поиск ведется до тех пор, пока определение однозначно не охарак­теризует предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение «Поиск аналогов».

Развивает  умение классифицировать по признакам и выделять свойства

Называется какой-либо предмет, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также классифици­ровать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свой­ства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т. д. Можно провести соревнование между членами семьи. Побе­ждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам»

Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом сле­дует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени ком­форта), «поле» (открытое и закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. В семейном соревновании побеждает тот, кто указал наибольшее количество предметов, четко аргументируя при этом ответы.

Упражнение «Поиск предметов по заданным признакам»

Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два – три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «На­зовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противопо­ложных функций, наподобие двери» (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он зажигает и гасит свет) Ответы могут быть ба­нальными (водопроводный кран), а могут быть более глубокими (рука: бьет и гладит). В семейном соревновании побеждает тот, кто дал больше небаналь­ных ответов.

 

Примеры ситуационных задач на развитие мышления у детей.

 

1. Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).

·         Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?

·         Бабушка села в поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, по­чему ты поступишь именно так, а не иначе?

2. Ситуация с огнем.

·         В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?

·         Дым в соседней квартире. Твои действия?

3. Ситуация с водой.

·         Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?

·         В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сна­чала, что потом? Почему?

Форма входа
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
ЗМОУ №6 «Мезенская средняя общеобразовательная школа» © 2025Бесплатный конструктор сайтовuCoz